Образец жизненного подвига

Группа учащихся 4,5,7 классов Крынковской средней школы имени М.Т. Лынькова вновь отправилась на экскурсию в древний город Полоцк. Мы посетили Краеведческий музей города, который размещён в бывшей лютеранской кирхе, памятнике архитектуры неоготики, построенной в 1888 году, Спасо-Ефросиньевский монастырь и Музей рыцарства. Накануне Дня памяти Ефросиньи Полоцкой хочу рассказать о её подвижнической жизни.

Княжна Предслава родилась в начале XII века в семье Полоцкого князя Георгия Всеславича и княгини Софьи.

С ранних лет Предслава полюбила молитву, чтение духовных книг и учение. Была она прекрасна лицом, и многие славные князья желали взять её в жены своим сыновьям. Когда Предславе исполнилось 12 лет (этот возраст считался возрастом совершеннолетия), родители решили выдать её замуж. Но она, чувствуя в душе горячее желание всецело посвятить себя служению Господу, тайно покинула родительский дом и пришла в монастырь, где в то время игуменией была её тетя, вдова князя Романа.

Увидев красоту и юность своей племянницы, а также опасаясь гнева её отца в случае пострижения, игумения стала уговаривать Предславу отказаться от своего намерения. Но княжна оставалась непреклонной в решении идти вслед за Христом.

Предслава приняла постриг с именем Евфросиния, в честь преподобной Евфросинии Александрийской, подвизавшейся в V веке в Египте. Некоторое время святая пребывала в этом монастыре, повинуясь игумении и сёстрам. Затем по благословению Полоцкого епископа Илии преподобная Евфросиния поселилась в келии Полоцкого Софийского собора.

Кроме молитвы и духовного чтения, полоцкая княжна занималась переписыванием Божественных книг. Плату, получаемую от продажи этих книг, она отдавала нуждающимся.

Однажды ночью в сонном видении преподобной явился Ангел Божий, который повел её к месту, называвшемуся в народе Сельцо. Там находились храм-усыпальница полоцких епископов и деревянная Спасская церковь. Ангел Божий сказал святой: «Евфросиния, здесь тебе подобает быть». В ту же ночь Ангел Господень явился епископу Илии и сказал: «Введи рабу Божию Евфросинию в церковку святого Спаса, что на Сельце, ибо место то святое, а она достойна Царства Небесного. Словно миро благовонное восходит её молитва к Богу, и как венец на главе царской лежит, так почивает Дух Святой на ней, и как солнце сияет по всей земле, так житие её просияет пред Ангелами Божиими». Епископ Илия благословил преподобную Евфросинию перейти на Сельцо, и святая вместе с одной инокиней вскоре пришла туда, взяв с собой только три хлеба и книги. Произошло это около 1125 года. По прошествии некоторого времени стали приходить на Сельцо девицы, желавшие посвятить свою жизнь Богу. Так образовалась иноческая обитель. В Спасском монастыре приняли постриг четыре родственницы преподобной Евфросинии: родная сестра – княжна Градислава, двоюродная – княжна Звенислава, племянницы-княжны Кирианна и Ольга.

Преподобная Евфросиния, заботясь о благоустройстве монастыря, пожелала возвести на месте ветхого деревянного Спасского храма каменный. На это святое дело Господь призвал зодчего Иоанна. Не раз на рассвете зодчий слышал голос, повелевавший ему: «Иоанн, встань и иди на дело Вседержителя Спаса». Иоанн пришёл к святой Евфросинии и спросил её: «Ты ли, госпожа, посылаешь меня на это дело?» Она же ответила: «Нет. Если и не я тебя посылаю, то Того, Кто тебя призывает на такое дело, – Того послушай прилежно и с усердием». Спасский храм был построен всего лишь за 30 недель. Когда постройка церкви была уже почти закончена, строители обнаружили, что на завершение её не хватает кирпича. Святая Евфросиния с горячей молитвой обратилась к Богу, и утром в печи были найдены уже готовые и успевшие просохнуть кирпичики. Вскоре было завершено строительство Спасской церкви. Стены храма расписали лучшие мастера того времени.

В 1161 году в Спасский храм был принесён на «вечное хранение» Крест-ковчег, изготовленный по заказу святой игумении Евфросинии мастером-ювелиром Лазарем Богшей в древневизантийской технике перегородчатой эмали. В нём находились великие христианские святыни.

Около 1155 года преподобная Евфросиния неподалеку от Спасской обители воздвигла церковь Пресвятой Богородицы и устроила при ней мужской монастырь. Сюда по просьбе святой была принесена Эфесская икона Божией Матери, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой.

Будучи уже в преклонном возрасте, преподобная Евфросиния пожелала посетить Святую Землю. Поручив управление полоцкими монастырями родной сестре монахине Евдокии, в 1173 году она отправилась в путь, взяв с собой брата своего Давида и двоюродную сестру монахиню Евпраксию. На пути в Иерусалим святая встретила Византийского императора Мануила Комнина, шедшего войной на венгров. Император с честью послал её в Царьград (Константинополь). Там преподобная купила различные фимиамы и золотую кадильницу.

В Святом Граде преподобная Евфросиния просила Иерусалимского Патриарха отворить ей врата Гроба Господня, что и было исполнено. Святая три дня подряд приходила поклониться Гробу Господню, куда она пожертвовала золотую кадильницу с фимиамами и много золота. Преподобная молилась Богу, чтобы Он принял дух её в Иерусалиме. Молитва святой была услышана. Она мирно отошла ко Господу 23 мая/5 июня 1173 года, пролежав на одре болезни 24 дня. Перед кончиной ей явился Ангел и сказал: «Блаженна ты в жёнах, благословен труд твой. Вот уже отверсты тебе двери райские, и все Ангелы собрались, держа свечи, ожидая встречи с тобою». Угодница Божия была похоронена в монастыре преподобного Феодосия Великого при паперти церкви Пресвятой Богородицы, недалеко от Иерусалима.

В 1187 году Иерусалим захватил египетский султан Салах-ад-Дин. Покидая город, христиане не захотели оставить в руках мусульман мощи угодницы Божией. Унося из Иерусалима святыню, они намеревались перенести её на место земных подвигов преподобной – в Полоцк. Путь на родину оказался невозможным из-за враждебных отношений между Полоцким и Киевским княжествами. Мощи святой игумении были принесены в Киев и положены в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры.

После кончины преподобной полочане стали почитать её как святую и ожидать скорейшего возвращения нетленных мощей. В период с 1580 по 1820 год желание полочан не могло осуществиться, так как многие монастыри Полоцка, в том числе и Спасо-Евфросиниевский, находились в ведении иезуитов. Ходатайства полоцких архиереев о перенесении святых мощей начались в 1832 году и продолжались в течение 77 лет.

Святейший Синод не давал разрешения на перенесение мощей угодницы Божией, главным образом, из-за господствовавшего иноверия в Полоцке.

Только 3 июля 1909 года Государь Император Николай II подписал резолюцию, в которой выразил своё согласие на удовлетворение ходатайства о возвращении мощей преподобной Евфросинии в Полоцк. А 29 января 1910 года был издан Указ Его Императорского Величества, утверждавший порядок торжественного перенесения мощей святой из Киево-Печерской Успенской Лавры в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь.

Святыню перевозили от Киева до Орши по Днепру на пароходе «Головачев» 737 км. От Орши до Полоцка через Витебск окружным путём раку с мощами несли священнослужители, монахини и простые богомольцы 201 км. Это памятное событие вошло в историю под названием Свято-Евфросиниевских Торжеств, которые проходили с 19 апреля по 23 мая 1910 года.

Так, спустя более семи веков после своей праведной кончины преподобная вернулась в родную обитель, чтобы до конца времён ходатайствовать пред Господом за всех живущих в ней. 23 мая 1910 года мощи святой княжны были положены в новую, изготовленную на пожертвования верующих, серебряную раку и помещены в Спасском храме. Однако обитель, переживавшую период благоденствия, с началом Первой мировой войны постигли тяжёлые испытания и бедствия. В 1915 году немецкие войска приблизились к Полоцку, и город оказался в прифронтовом положении. В связи с этим из Спасо-Евфросиниевского монастыря в Ростовский Авраамиев монастырь были эвакуированы святые мощи преподобной Евфросинии и сёстры обители. Предположительно, только в 1921 году мощи святой и сёстры вернулись в Полоцкую обитель.

В 1921-1922 годах повсеместно проводилась кампания по изъятию церковных ценностей. В это время из монастыря были реквизированы Крест преподобной Евфросинии, множество икон, драгоценные ризы и оклады, серебряная рака. Мощи преподобной Евфросинии вскрывали трижды: в Ростове Великом (1920), в Полоцке (1922) и в Витебском губернском историко-археологическом музее, куда святыня была доставлена в 1922 году. В губернском историко-археологическом музее Витебска святыня находилась до 1940 года. Затем, до начала Великой Отечественной войны, – в антирелигиозном музее Витебска (бывший костёл святого Антония). С 1941 по 1943 год мощи преподобной пребывали в Витебской Свято-Покровской церкви.

Во время Великой Отечественной войны Полоцк был оккупирован немецкими войсками. Несмотря на то, что в одном из корпусов Спасо-Евфросиниевского монастыря размещалось немецкое командование, а в Кресто-Воздвиженском соборе содержались военнопленные, оккупационными властями в 1943 году было дано разрешение на открытие монастыря.

Сёстры стали возвращаться в свою обитель. В том же году, 23 октября, с разрешения немецких властей мощи преподобной Евфросинии были перевезены из Витебска в Полоцк.

В 1960 году, в период возобновившихся гонений на Православную Церковь, Спасо-Евфросиниевскую обитель закрыли ещё раз, насельниц переместили в Жировицкий Свято-Успенский монастырь. Спасо-Преображенская церковь была передана приходской общине и являлась единственным действующим храмом в Полоцке. Только в 1989 году, 6 июля, последовало решение Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении Полоцкой обители. В 1990-1991 годах в монастырь вернулись сёстры из Жировиц. В храмах и корпусах открывшейся обители начались ремонтно-реставрационные работы. Менее чем за два года монастырь преобразился. В 1989 году был восстановлен Свято-Евфросиниевский храм, в начале 1990 года завершились реставрационные работы в Кресто-Воздвиженском соборе, а в 1992 году была произведена реконструкция колокольни.

Святые мощи преподобной Евфросинии с 1943 по 2007 год почивали в Спасском храме. Дважды, в 1998 и 2006 годах, совершалось их переоблачение и освидетельствование. В этом принимали участие епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий (Бильченко), врач-эксперт монах Агапит из Троице-Сергиевой Лавры, игумения монастыря, а также несколько монахинь. В результате медицинской экспертизы был установлен факт сохранения священных останков в нетленном виде без всяких средств консервации, несмотря на то, что мощи неоднократно переносились с места на место и пребывали в самых различных климатических условиях. Сохранились не только кости, но и мягкие ткани, и кожа.

В 1997 году, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, в Спасский монастырь был торжественно привезён воссозданный Евфросиниевский Крест, изготовленный брестским мастером Н.П. Кузьмичом по образцу древнего, утерянного в годы Великой Отечественной войны.

В 2007 году совершилось знаменательное событие в истории обители. В канун празднования памяти преподобной Евфросинии в монастырь была доставлена драгоценная серебряная рака, изготовленная Н.П. Кузьмичом по образцу изъятой властями в 1921-1922 годах. В новую раку, установленную в Кресто-Воздвиженском соборе, в дни торжеств были перенесены святые мощи великой Полоцкой княжны.

Наталья Сударикова, учитель белорусского языка и литературы Крынковской СШ имени М.Т. Лынькова.